Мой город — Омск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как связаны профессия и образование

По данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. Почему происходит разрыв между полученным образованием и реальной работой, как осознанно выбрать профессию и составить образовательную траекторию, какие есть современные подходы к карьерной стратегии — в материале Учебы.ру.
Евгения Никонова
21 января 2021

Часто можно услышать историю, что молодой человек поступил в вуз, но ему совершенно не нравится учиться, выбранная профессия — это «не его призвание» и работать по специальности он не планирует. Происходит это потому, что часто выбор вуза делается неосознанно, а исходя из совсем не связанных с будущей профессией критериев: учебное заведение находится близко к дому, там учатся друзья, родители настаивают, баллов ЕГЭ хватает только на эту специальность, сейчас модно быть юристом и т.д.

В итоге, по данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. А по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. Вывод: к выбору профессии надо подходить заранее и осознанно, поставив конкретные цели.

Выбираем профессию заранее

Начинать изучение профессий стоит с младшего школьного возраста. Во многих городах появились специализированные парки профессий (Кидзания, Кидбург), где дети в игровой форме могут познакомиться с разными направлениями деятельности: медицина, туризм, мода, работа в сфере услуг, банковское дело и тд. На помощь здесь приходят также многочисленные иллюстрированные книги с описанием профессий и ролевые игры со сверстниками.

Всем ученикам средней школы рекомендуется проходить профориентацию. Не стоит путать это с тестами по предметам, которые даются ученику лучше всего. Профориентация — это комплекс вопросов, тестов и консультаций, помогающих определить склонности, интересы, намерения, цели подростка наряду с его способностями, знаниями и умениями.

Профориентационная программа длится не менее 4 часов, а затем проводится комплексный анализ и даются подробные рекомендации по выбору профессии. Здесь можно записать на консультацию и пройти профориентацию.

Осознанный подход

В процессе учебы в школе дети увлекаются многим, но задача родителей и учителей выявить и поддерживать интерес ребенка к тем или иным сферам профессиональной деятельности. Если школьник увлекается биологией, то стоит купить ему микроскоп, познакомить с профильными музеями и дать возможность в рамках школы реализовать тематические проекты.

Например, в Японии профориентация начинается в седьмом классе. Подросток за учебный год должен познакомиться с 16 профессиями в совершенно разных сферах. Его успехи и интересы мониторят и составляют индивидуальный план по профессиональной самореализации.

Необходимо тщательно подходить к выбору вуза или колледжа. Стоит изучить факультеты, специальности, дополнительные программы, необходимые экзамены и требования. Вуз — это не только предметы, которые предстоит изучать, это целое комьюнити, которое будет формировать мировоззрение, взгляды и круг общения будущего специалиста.

По данным ВЦИОМ, с утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. Эта доля уменьшается на протяжении всего мониторинга с 76% в 2008 году.

К сожалению, выбирая профессию, молодые люди не имеют представление о рынке труда, что приводит к дисбалансу в подготовке кадров и нехватке специалистов в некоторых секторах экономики. Важно отслеживать эту ситуацию, иначе выпускника вуза может ждать серьезное разочарование.

Проект «Атлас новых профессий», созданный Агентством стратегических инициатив и Московской Школой управления «Сколково», предоставляет школьникам информацию о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15-20 лет.

Постановка целей

«Кем я вижу себя после окончания вуза?» — это основополагающий и, наверное, самый сложный вопрос для абитуриента. Важно определиться, какая основная цель будущего обучения. Это может быть работа в компании мечты, стажировка за границей, создание своего дела, преподавание и многое другое. Намного проще учиться и мотивировать себя, если есть хорошо сформулированная цель. Она может быть не очень глобальной, но желаемой. Целеустремленные студенты добиваются успеха чаще.

Если нет четкого представления себя в профессии, то стоит ориентироваться на результаты профориентации и те специальности, которые будут наиболее востребованы в будущем.

На сегодняшний день в топ дефицитных квалификаций помимо представителей редких профессий, таких как «оператор по подземному ремонту скважин», входят также выпускники ряда «классических» направлений. Так инженер, учитель и врач оказались в топ-10 дефицитных квалификаций, программист — в топ-20.

Хорошим вариантом для определения дальнейших целей становится профильная подработка или стажировка. Согласно исследованию рынка труда НИУ ВШЭ, совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, причем 77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт.

Междисциплинарные специальности как тренд

Нужно понимать, что мир стремительно меняется и подходы к образованию тоже. Если раньше считалось, что профессию ты выбираешь раз и на всю жизнь, то сейчас хорошее высшее образование — это база для дальнейшего роста и развития.

Сегодня есть спрос на кросс-платформенных специалистов и междисциплинарные специальности. Речь идет о том, что одна профессия сочетает в себе навыки нескольких специалистов, и работодатель отдает предпочтение именно такому соискателю: лингвист, умеющий программировать, преподаватель с дополнительным дипломом психолога, медик, разбирающийся в технических вопросах. В описаниях вакансий все чаще можно встретить длинный список навыков и квалификаций, которыми должен обладать кандидат.

В этом плане магистратура в вузе — отличная возможность в рамках одной профессии сменить направление и выбрать специальность, смежную с той, которую изучал в бакалавриате.

Все чаще звучат слова мультиязычность и мультикультурность. На всех уровнях специалистам необходимо общаться с представителями разных государств и решать вопросы исходя из контекста той или иной страны. Знание иностранного языка становится не дополнительной, а обязательной компетенцией.

Современный подход к карьерной стратегии

Отношение к построению карьеры постепенно меняется. Очень важно постоянно отслеживать новые тенденции и не упускать момент, чтобы повысить квалификацию или пройти курсы по новому направлению.

Сегодня мы живем в ситуации, когда поменять 5-6 видов деятельности за жизнь — это норма. В Японии и в странах Европы у людей есть свои карьерные консультанты, которые время от времени звонят и интересуются, нет ли желания сменить профессиональную деятельность и не засиделся ли человек на одном месте.

Американская писательница и бизнес-тренер Барбара Шер, автор книг «Отказываюсь выбирать!» и «О чем мечтать?», придумала термин «человек-сканер», характеризующий людей, которые склонны к постоянной смене деятельности и пробуют все новое. Таких людей часто упрекают в непрофессионализме и поверхностном отношении к делу, однако сейчас такая тенденция — искать себя, меняться, пробовать и ошибаться порой.

Важно понимать, что образование и профессия в 17 лет — это не окончательный выбор. Сегодня образование становится похожим на конструктор, где каждый кубик — это знания и опыт иногда в разных или смежных сферах.

Евгения Никонова
21 января 2021
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты