Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Почему Единый государственный экзамен вызывает у детей, родителей, учителей такой стресс? Ведь по форме, да и по содержанию он значительно проще, чем выпускные и тем более вступительные экзамены в вузы, которые ребята сдавали до 2001 года, когда появился ЕГЭ. «Учёба.ру» разобралась в причинах такого сверхволнения. Узнав их, легко справиться с напрасными страхами.
Фото: lauragrafie. / Flickr / CC BY-ND 2.0

До 1953 года советские школьники сдавали 11 выпускных экзаменов, письменных и устных. Потом стали сдавать семь, практически по всем предметам. Покончив с экзаменами в школе, они начинали готовиться ко вступительным испытаниям в вуз и сдавали еще четыре предмета. Нынче нужно всего-то сдать две обязательных дисциплины и одну — по выбору. Однако бояться и ненавидеть эти испытания нынешние школьники начинают с 1-го класса. Почему ЕГЭ приводит детей в такой ужас?

Русская рулетка

Любой экзамен — это лотерея, но в случае с ЕГЭ ни один честный педагог или репетитор не даст даже самым подготовленным детям стопроцентную гарантию, что, если они освоят определенный объем знаний, то получат 100 баллов. Многие уверены, что ЕГЭ не дает объективной картины знаний ни по одному предмету. Скажем, если на самом «дорогом» вопросе по русскому языку неверно сформулировать проблему предложенного для анализа текста, можно сразу потерять 20 баллов (и прощай, вуз мечты). А формулировать нужно именно так, как видят ее составители задания, а вовсе не так, как ты это понял.

Часто бывает на ЕГЭ, что дети, которые действительно увлекаются предметом и знают больше, чем дает школьная программа, «не попадают» в правильный ответ. Иногда репетиторам приходится говорить ученикам прямым текстом: «Не будьте умнее ЕГЭ, нужно четко представлять, чего хотят от вас составители вариантов, здесь требуется вот такой порог, и перешагивать его не надо».

Задания из вариантов зачастую гораздо проще, чем вопросы, которые задавали раньше на вступительных экзаменах в университеты (они требовали олимпиадного, а не школьного уровня знаний). Однако рассчитаны на то, что отвечающий понимает не столько сам предмет, сколько саму систему ЕГЭ — то, что хотел сказать составитель задания. Победить эту проблему можно только путем «нарешивания» и тренировки. Утешать себя можно тем, что, по крайней мере, к этому можно подготовиться. Но представьте на минутку, что составители вопросов попались вам в приемной комиссии...

Запугивание, принуждение, давление

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных» и «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать собственное психологическое состояние. Когда детей просят охарактеризовать общий эмоциональный фон перед экзаменами, они говорят: «Нас запугивают отовсюду». Стрессовую обстановку вокруг ЕГЭ отчасти создают учителя: «иначе ты не сдашь», «у тебя не получится», «ты не получишь высокий балл» — так «мотивируют» детей буквально с начальной школы.

С одной стороны, вероятно, педагоги пытаются таким образом переложить на учеников часть ответственности за результаты — ведь показатели ЕГЭ влияют на рейтинг школ и список «достижений» учителей. Не исключено, что и сами педагоги боятся этой формы экзамена — те, кто сейчас работает в школе, не сдавали ЕГЭ, их самих порой пугает этот формат.

Недавно Рособрнадзор выявил, что от 15 до 20% учителей по математике и русскому языку не справились с заданиями по своим предметам. Это не значит, что они не знают дисциплины, которые преподают: просто формат экзамена все еще остается непривычным, им самим приходится учиться. Да и сама Ольга Васильева призналась, что, когда вводился Единый государственный экзамен (а она еще не была министром), они с коллегами-историками развлекались тем, что пытались ответить на вопросы теста, и правильно сделать это получалось далеко не всегда.

Скорректировать поведение учителей вряд ли получится, но нужно постараться разделять желание помочь в подготовке к экзамену, дельные советы и запугивание. И правильно оценивать свои силы.

Родители в панике

Еще одним серьезным источником стресса для выпускников являются родители. Это они, желая добра своему ребенку, «накручивают» его, не забывая подчеркнуть, что вся дальнейшая жизнь зависит от полученных баллов. Волнение мам и пап можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло. Но важно понимать: тревожные родители, которые «нагружают» ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют его и рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами. Все это ведет к тому, что называется «саморазоружением», когда выпускник просто отказывается от полезных ресурсов: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Психологи рекомендуют родителям несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника опорой и настоящими друзьями. Прежде всего, нужно успокоится самому: ни один экзамен не может сломать человеку жизнь. Даже если его не сдадут вовсе, в самом крайнем случае можно пересдать на следующий год. Тревога заставляет предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями.

Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу. Все, что родные говорят в период подготовки, то, каким тоном они обсуждают предстоящие испытания, какую картину рисуют, — все это ребенок «принесет» с собой на экзамен. Разговоры о ЕГЭ не должны вызывать сильных негативных эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Энергия психики должна быть направлена только на дело.

Если есть проблемы, их следует решать конструктивно. Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, поговорите с учителем, поймите, в каком месте есть провалы, и помогите ребенку сосредоточиться на проработку слабых мест.

Руки вверх

Сама процедура сдачи ЕГЭ в высшей степени недружелюбная: выпускника заставляют сдавать личные вещи, проходить через металлоискатель, охрану. Он попадает в незнакомый класс с незнакомыми учителями, ему дают множество бланков, которые нужно правильно заполнить. А перед этим весь год ему твердили, что любое нарушение правил влечет за собой строгое наказание, а то и аннулирование результатов экзамена. Как бы человек ни был готов к предмету, в такой обстановке он испытывает шок и начинает делать ошибки, которые в нормальном состоянии ему не свойственны. Вот почему важно заранее изучить все правила: готовясь к экзамену, писать на бланках, потренироваться в их заполнении.

Но главное — помнить, что у страха глаза велики: на самом деле никто не будет придираться к помаркам, если компьютер не разглядит правильный ответ, есть техническая апелляция, где чаще всего комиссия встает на сторону выпускника. Нет никакой безысходности — это всего лишь тест.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты