Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Что хотел сказать автор: учителя критикуют новый стандарт по литературе

Министерство науки и образования подготовило новый стандарт изучения литературы в школах. Если он будет принят, в стране останется одна-единственная программа, не предполагающая выбора. Эти изменения подверглись критике со стороны учителей и преподавателей вузов, которые написали открытое письмо. По их мнению, в таком виде литература рискует стать самым нелюбимым предметом в школе.
1 комментарий
Фото: GoToVan / Flickr / CC BY 2.0

21 марта состоялось заседание Минобрнауки, посвященное новому стандарту изучения литературы в школах. Оно было отложено на несколько дней из-за того, что предложенные министерством изменения вызвали острую критику со стороны педагогов. На сайте гильдии «Словесник» появилось открытое письмо, под которым на момент публикации материала подписалось больше 800 учителей, директоров школ, вузовских преподавателей и писателей.

«Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в письме. В частности, в документе, подготовленном Минобрнауки, есть список произведений, обязательных для изучения во всех учебных заведениях среднего образования, и их 235. Прочитать все это дети должны за пять лет — с 5 по 11 класс. Несложно подсчитать: для того, чтобы пройти новую программу полностью, ребятам придется читать и изучать по 47 произведений в год.

С Муму и Бульбой. В 5 и в 6 классе

«Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями, зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке», — говорят авторы письма.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что вопросы у преподавателей вызывает не только количество книг, но и попытка установить единый для всех безальтернативный список литературы. «Дело не в количестве, а в том, что в таком предмете, как литература, устанавливают единые правила, как, например, в физике или в русском языке. Это явное вмешательство в право учителя преподавать гуманитарный предмет в соответствии со своими представлениями о литературе. Изучение литературы предполагает не просто знание содержания конкретных произведений», — подчеркнул эксперт в интервью для НСН.

Если сейчас учитель может сам решать в каком классе какое произведение изучать, то после введения нового стандарта у него не будет и такой возможности. «По факту, в стране возникает одна-единственная программа, все нынешние будут свернуты. Ваши дети учатся сейчас по одной из нескольких утвержденных программ? В них есть вариативная часть? Они сами могут иногда с учителем выбирать книжки? Они могут читать современную, интересную для детей литературу? Помашите всему этому лапкой. Единая, неделимая, перегруженная, забетонированная программа на всем пространстве РФ. С Муму и Бульбой. В 5 и в 6 классе», — пишет на своей странице в Facebook учитель литературы, председатель Гильдии словесников Сергей Волков.

мы вернемся к ситуации, когда литература будет противным и навязанным предметом

Если стандарт примут, произведения будут жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако, как пишут эксперты-словесники в протестном письме, «ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему».

Кроме того, по их мнению, выбор текстов для списка совершенно неочевиден, в нем есть произведения второго и третьего ряда, мотив для того, чтобы сделать их обязательными для изучения, неясен. «Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений», — подчеркивают словесники. По их мнению, учебник, созданный по такой программе, будет «напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью». Кроме того, программа исключает литературу, популярную среди детей: современную или написанную специально для подростков.

Все это, по мнению учителей, «подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности, инклюзивного образования школьников».

В результате на заседании, посвященном ФГОС, было решено отложить вопрос с введением нового госстандарта образования до последующего обсуждения. «Я надеюсь, что это не будет принято. Иначе мы вернемся к ситуации, когда литература будет противным и навязанным предметом», — считает Всеволод Луховицкий.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты