Мой город — Омск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Узнай, какой ты родитель: зачем люди заводят детей

Ученые выделили пять моделей современного родительства. Кто-то считает, что быть мамой или папой — это закон природы, для кого-то важно, чтобы все было «как у людей». Кто-то воспринимает свои родительские обязанности как тяжелый труд и рутину, а для кого-то это творческий проект или даже профессия.
Наталья Афанасьева
16 января 2017
2 комментария
Фото: Kat Grigg / Flickr / CC BY 2.0

Современных родителей поделили на типы. На Международном симпозиуме «Л.С. Выготский и современное детство» в Институте образования НИУ ВШЭ был представлен доклад «Дискурсивные модели современного российского родительства» (подробнее с исследованием можно ознакомиться в публикации журнала IQ ВШЭ).

Исследование проводилось на основе интервью с 15 отцами и 15 матерями, имеющими детей до 10 лет, а также интервью с 20 родителями, участвующими в родительских сообществах. Здесь описаны вполне жизненные и знакомые каждому типы — с такими родителями мы сталкиваемся каждый день, да и сами, осознанно или нет, выбираем ту или иную модель.

Пять основных моделей было выделено на основе того, как люди относятся к появлению ребенка, как понимают заботу, какие эмоции испытывают, как в семье распределяются роли отца и матери, каким образом сочетаются родительство и карьера и какова степень самореализации. Также ученым удалось выявить одну общую национальную черту: несмотря на абсолютно разный подход и прямо противоположные эмоции по отношению к детям, в современной российской семье главным родителем при любой модели считается мама. Роль отца, даже самого продвинутого, вторична.

Родительство как репродукция

Ключевые слова, которые используются при такой модели, — «природа» и «данность». Рождение ребенка воспринимается как естественная функция женщины, материнство — как единственно нормальное ее состояние, главное жизненное призвание. Поэтому и вся забота о ребенке лежит в такой семье на матери. На отца при этом возложены исключительно метафизические функции. «Отцу» не придет в голову поменять памперс или приготовить ночью молочную смесь. Но никаких требований к нему и не предъявляют — четко очерченные гендерные функции воспринимаются как нечто незыблемое и нормальное обеими сторонами.

Все как у людей

В таких семьях ребенок появляется тогда, когда «положено», ключевое слово здесь — «пора». Мама — красавица и умница, она знает, что, в каком количестве и какой фирмы нужно ребенку, чтобы все было «как надо», в каком возрасте «по норме» он должен заговорить, а в каком — пойти на развивающие занятия. У нее все продумано, дом — полная чаша. А муж — «кормилец и добытчик», задача которого обеспечивать этот мир идеального материнства. Иногда идеальный папа может погулять с ребенком или помочь с купанием, но не более того.

Родительство как обязанность

В таких семьях ребенок — это набор задач и проблем. «Долг», «рутина», «преодоление трудностей» — ключевые слова такого типа. Появление детей воспринимается как конец нормальной жизни, папа и мама больше не принадлежат себе. Ради семьи они бросают любимую работу, увлечения и привычный образ жизни. Отсюда — много проблем и недовольства друг другом, усталости и разочарования.

Дети как проект

«Осознанный выбор» — так можно охарактеризовать этот тип. Появление ребенка — часть жизненной траектории после образования, карьеры и увлечений. Роли отца и матери при такой модели «гендерно нейтральные», каждый делает то, что в данный момент удобнее и рациональнее, все обсуждается между супругами. Родительские обязанности для таких родителей значимы, но и свои интересы тоже важны.

В таких семьях мама продолжает работать, ребенок не является препятствием для ее самореализации. Они часто пользуются услугами няни. Эта модель выглядит близкой к идеалу, но и здесь есть побочные явления — у не очень опытных родителей может возникнуть «боязнь неправильного выбора» и страх перед ответственностью.

Воспитание как творчество

Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития, творчества и самореализации. Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом, достижениями малыша измеряются и собственные достижения. Довольно часто, став родителями, такие женщины чувствуют потребность в получении новых знаний, материнство становится профессией. «Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей». Хотя такое отношение свойственно, в основном, мамам, подобная модель семьи является результатом планирования и соглашения между обоими партнерами.

Наталья Афанасьева
16 января 2017
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты