Мой город — Омск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

И стены помогают: как устроено образование на дому

Еще 10 лет назад признаться в том, что твой ребенок не ходит в школу, означало расписаться перед обществом в собственном безумии. Сегодня же обучение на дому признается законным и постепенно становится более распространенным в разных странах, в том числе и у нас. «Учёба.ру» познакомилась с альтернативным образованием для детей: анскулингом, хоумскулингом и другими вариантами.
Анна Косниковская
02 ноября 2016
Фото: Allan Henderson / Flickr / CC BY 2.0

В России возможность проходить школьную программу в домашних условиях с обязательной аттестацией несколько раз в год узаконена на государственном уровне: она и называется «хоумскулингом». По данным Фонда общественного мнения, перейти на домашнее обучение пока решился всего 1% россиян (порядка 100-150 тысяч семей), хотя положительно к этой идее относится немало людей: в крупных городах их количество достигает 15%. Судя по тому, как популярны обсуждения альтернатив школе и различные тематические блоги, мы, возможно, стоим на пороге образовательной революции.

Анскулинг и хоумскулинг

Если хоумскулинг подразумевает следование определенной программе (классическое образование, метод Шарлотты Мейсон, зонтичная школа и т. д.), то анскулинг — это своего рода образовательная самодеятельность. Родители в этом случае сами решают, когда и что объяснять ребенку, как проверять и закреплять полученные знания, какие темы исключить. Яркий пример анскулинеров — семья Бена из фильма «Капитан Фантастик»: живя в лесу, его разновозрастные дети непрерывно чему-то учатся и знакомятся с биологией, астрономией, естествознанием и другими науками практически в условиях дикой природы. Немало времени также уделяется спорту (пробежкам по пересеченной местности, стрельбе из лука, ориентированию на местности и т. д.), творчеству и знакомству с шедеврами мировой культуры. «Капитан Фантастик» не только идеализирует утопичную, хотя подчас довольно привлекательную образовательную модель, но и обнажает трудности, с которыми приходится столкнуться детям, выросшим «в вакууме».

Освоив нужную информацию, всегда можно отправиться в музей, по дороге что-то обсудить, поиграть, а дома полистать энциклопедию

Большинство хоумскулеров признает, что одна из самых больших проблем для них — это необходимость постоянно отвечать на однотипные вопросы и бороться с предрассудками, связанными с домашним образованием. «Самое трудное — объяснить окружающим, что жизнь без школы может быть полноценной, — говорит домохозяйка Ольга Королевич, которая обучает дома семилетнего сына. — Тяга к знаниям и свободе изначально заложена в ребенке, и поэтому ничего особенного „для его мотивации“ мне делать не приходится. Помимо изучения стандартных предметов, мой сын занимается в искусствоведческом клубе (сейчас там проходят античность). У него также есть уроки шахмат, графики, акробатики и капоэйры. Все это хорошо вписывается в нашу жизнь, и с домашним обучением он успевает гораздо больше, чем если бы посещал школу».

С тем, что отказ от традиционной образовательной системы здорово экономит время и деньги, согласны и другие хоумскулеры. «При минимальных вложениях можно получать образование очень высокого уровня, — считает Сергей Голицын, который обучает дома троих детей. — Особенно, если ты живешь в Москве, Петербурге или другом крупном городе. Освоив нужную информацию, всегда можно отправиться в музей для закрепления полученных знаний, по дороге что-то обсудить, поиграть, а дома посмотреть фильм соответствующей тематики и полистать энциклопедию. К счастью, в интернете полно развивающих ресурсов, а издательства регулярно выпускают интерактивные и красочные книги, которые приятно даже просто держать в руках».

Другие варианты

Если отрываться от системы страшно, но побороться с ней все же хочется, можно попробовать обучение в альтернативных учебных заведениях. Вариантов много: от школ семейного типа до классов, где в основе программы лежит определенная образовательная методика (одна из самых популярных сегодня — система Жохова).

В поисках лучшего родители нередко успевают перебрать множество разных вариантов: вальдорфская методика, Монтессори, школа-парк, школа свободного типа, экспериментальные классы на базе общеобразовательных учебных заведений (например, ЭУК «Школа развития»). У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, однако подобное разнообразие говорит о том, что альтернативы системному подходу существуют.

Альтернативное образование — это в первую очередь история про осознанность

«Альтернативное образование — это в первую очередь история про осознанность», — уверена учительница литературы Марина Кадочникова, — Конечно, сейчас оно становится модным, вокруг формируются лагеря поклонников и недоброжелателей. Я ничего не имею против систем альтернативного образования, но считаю, что родители, прежде всего, должны сохранять рассудок и осознавать, насколько серьезен такой шаг — отказ от школы. Первые годы домашнего обучения даются ребенку легко, но в будущем семью могут ожидать проблемы, и о них стоит подумать заранее. Сможете ли вы пройти с ребенком весь школьный курс по физике? Достаточно ли ему будет полученных знаний для поступления в вуз?».

А что потом?

Среди старшеклассников и выпускников ребят, получивших образование на дому, в России пока мало. И все же примеры успешного поступления в вуз здесь есть. К примеру, дочь домохозяйки Ирины Силуяновой в прошлом году поступила в РЭУ им. Г. В. Плеханова, последние четыре года перед этим отучившись дома.

«В школе не было никакой мотивации учиться, — вспоминает Маша Силуянова. — Хотелось больше внимания уделять нужным и интересующим меня предметам, а вместо этого приходилось зубрить то, что не имело никакого отношения к моим увлечениям. С одноклассниками найти общий язык тоже было сложно. После долгих споров мама уступила и разрешила мне заниматься дома самостоятельно. В школе я появлялась дважды в год, чтобы пройти необходимую аттестацию. Как итог — по ЕГЭ у меня были едва ли не самые высокие баллы в классе, и я без труда поступила туда, куда хотела».

Положительным опытом могут похвастаться и зарубежные хоумскулеры: в США и Канаде эта практика весьма популярна. Блоги на эту тему ведут канадка Ольга Писарик и американка Дана Бар, а также Олина Пономаренко, которая живет в Малайзии. Своими знаниями охотно делится и Джастас Уолкер, известный как «Веселый молочник» — американский фермер, который вот уже 20 лет живет в России. У Уолкера трое детей, которые воспитываются на ферме и не ходят в школу. Сам он также получал домашнее образование в США.

Ожидания и реальность

Несмотря на некоторые вполне очевидные преимущества, система хоумскулинга в условиях российской действительности пока еще не очень жизнеспособна. «Одна из главных трудностей, — считает Марина Кадочникова, — это необходимость грамотно организовать учебный процесс. Должно быть время для учебы и время для отдыха. При этом не стоит забывать, что общий образовательный план все равно существует, и ему надо хотя бы приблизительно следовать. Если программу 1, 2 или даже 5 класса среднестатистический родитель дать ребенку еще в состоянии, то что делать со старшеклассниками? Записывать детей в кружки? Оставлять их наедине с компьютером и пособиями? Есть риск, что полученные знания в таком случае будут довольно хаотичными, и ребенок не получит целостного представления об изучаемом предмете».

Мальчик, которого мама забирала со скандалом, вернулся к нам ровно через год. учиться дома он тоже оказался не в состоянии

Впрочем, это не единственная трудность, с которой рискуют столкнуться родители, решившие перевести ребенка на домашнее обучение. Им предстоит столкнуться со множеством проблем, начиная с распорядка дня и логистики (секции, кружки и другие занятия хоумскулеры посещают едва ли не чаще своих школьных товарищей) и заканчивая разработкой подробного плана B на тот случай, если обучение в домашних условиях все же не задастся. Случаи, когда ребенок возвращался в школу после нескольких лет хоумскулинга, знакомы учителям общеобразовательных школ: «Мальчик, которого мама забирала со скандалом, потому что „учителя не нашли к нему индивидуального подхода“, вернулся к нам ровно через год, — вспоминает Кадочникова. — Со слов мамы, учиться дома он тоже оказался не в состоянии, хотя дело там было не в нем, конечно. За год ребенок не сильно продвинулся в программе, но мы в итоге наверстали, а вот восстановить отношения с одноклассниками ему было уже гораздо сложнее».

Перед тем как забрать ребенка из школы, стоит также подумать о том, кто и каким образом будет контролировать учебный процесс в течение дня, как совмещать занятия с работой родителей, а главное — готовы ли вы к тому, что однажды ребенок сам захочет вернуться в школу: к тем людям и к тому «несовершенному образованию», от которого вы так тщательно его оберегали.

Анна Косниковская
02 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты